ПО СЛЕДАМ СЕРЕБРЯНОГО КОПЫТЦА (ПОЛДНЕВАЯ)
Полдневая - большое старинное село. Нет в нем выдающихся памятников, архитектурных достопримечательностей, хвалиться нечем. Но есть у села необыкновенная сила, которая притягивает к себе самых разных людей. Секрет ее мне известен - это красота здешних мест. Как красивую женщину не портит старая, выцветшая одежда, так и наше село не портят старые избенки, кривые заулочки, неприбранные дрова, бревна, доски. Скорее, наоборот, все это придает ему особый колорит, заставляет даже именитых художников, оказавшихся здесь однажды совершенно случайно, вернуться сюда вновь, чтобы творить здесь до конца своих дней ...
Должно быть, провидцами были наши предки, выбирая место для жительства. Сумели разглядеть среди необъятного моря тайги этот необыкновенный уголок.
Начиналась Полдневая с небольшой деревянной крепости, расположенной на месте слияния двух рек - Каменки и Полдневой, притока Чусовой. Крепость была предназначена для защиты Полевского и Северского заводов от набегов южных соседей -башкир. Эту функцию она выполняла с 1735 по 1800-е гг. Так как население крепости быстро увеличивалось, она вскоре переросла свое первоначальное предназначение, превратившись в большое село. Первыми его поселенцами были жители близлежащих деревень, устремившиеся под охрану крепости, приписные крестьяне, солдаты крепостного гарнизона, а также каторжане, высланные сюда царскими властями из многих российских губерний за разные провинности. Потомки этих людей и сейчас живут в Полдневой. Это Костины, Приваловы, Черепановы, Вараксины, Тупицыны, Канавины, Рябухины ... Некоторым поселившимся в крепости крестьянам были розданы казенные фузеи, и они в случае опасности должны были вместе с солдатами защищать крепость. Дорога от Полевского до Полдневой шла сквозь дремучий сосновый лес, петляла среди гор и гранитных скал. Чтобы новопоселенцы не заблудились, их обычно так напутствовали в Полевском: "Выходите с восходом солнца и идите строго на юг, ровно в полдень будете на месте". Вот, оказывается, почему наше село зовется Полдневая - от слова "полдень".
Оказавшись на новом месте, переселенцы в срочном порядке строили себе жилище. Обычно это была катаная из крепких бревен небольшая изба, чаще всего на два окна. Посреди избы ставили битую из глины печь, которая делила помещение на две части: горницу и кухню-прихожую. К избе пристраивали холодные сени, чулан с полками и ларями для хранения продуктов. К дому примыкала ограда с высокими воротами. В ограде находились конюшня, баня, амбар, погреб и огромный сеновал. Ворота украшали простенькой деревянной резьбой. На оконных наличниках чаще всего изображали восходящее солнце. Видимо, из глубокой древности сохранилось у людей преклонение перед чудодейственной силой небесного светила. В нашем краю бывает не так уж много ясных дней. Вот и восполнял их резной наличник с восходящим солнцем.
Суров наш край, но и необычайно богат, здесь есть, чем заняться. Удивительно, почему сейчас так много молодых и здоровых людей не могут найти себе дело по душе ?
А начиналось все с добычи железной руды. Находили ее здесь повсюду. В какую сторону от села ни пойдешь, и в наши дни обязательно встретишь глубокие овальные ямы, где раньше добывали руду. Кое-где сохранились даже полусгнившие срубы от глубоких шурфов. Железная руда была нужна для Полевского и Северского заводов. Чтобы они могли бесперебойно работать, еще был необходим в больших количествах древесный уголь. Поэтому значительная часть населения занималась куренными работами, т. е. обжигом древесного угля. Делали это чаще всего приписные крестьяне в принудительном порядке. Эта работа требовала большого мастерства и опыта. Вначале валили лес, разделывали его на двухметровник, просушивали, а затем укладывали в кучи в форме конуса. Снаружи они очень плотно обкладывались дерном, чтобы не проникал воздух. В отверстие сверху заталкивали бересту, а потом поджигали ее лучиной. Как только куча разгоралась, сверху отверстие прикрывали дерном и горение превращалось в медленное томление. На девятые сутки кучу разгребали, уголь остужали, грузили в короба и везли на Полевской завод. На заработанные деньги углежоги покупали крупы, одежду, лакомства для ребятишек.
Другая часть полдневчан занималась приисковыми работами. Некоторым крепко везло: бывали случаи, когда золотой песок находили прямо в центре села, на речке Каменке, на Ключах. Люди завидовали счастливцам и, тоже надеясь на удачу, начинали упорно искать золотую жилу, все переворачивая вверх дном. Много дней потом в светлой, прозрачной Каменке не видно было дна, текла одна муть. Золотой песок искали, промывая землю на речке в специальных бутарах. Золотые крупицы собирали с помощью ртути, затем ее выпаривали на огне, а золото бережно высыпали в кубышку и потом сдавали в Полевскую контору. Рассчитывались там бонами - специальными чеками, которые можно было отоварить в определенном магазине.
Многие промышляли обжигом известняка. Этого добра у нас и сейчас несметные запасы. Известняком вымощены полевские улицы, из него делают фундаменты для домов. Ранее из плитняка также строили прочные амбары. Обжигали известняк в специальных ямах. Полученная известь широко использовалась в строительстве, для побелки помещений. Спрос на нее был большой, и в 1930-е гг. для обжига извести соорудили огромную кирпичную печь. Она почему-то называлась "газовой", хотя топили ее дровами. Люди на ней работали в три смены: одни заготавливали дрова, другие добывали, дробили и возили камень, третьи обслуживали печь. Специальный человек - жигарь следил за обжигом известняка. Готовую известь на подводах отвозили на железную дорогу, загружали в вагоны и отправляли по назначению.
Говоря о занятиях населения, нельзя не упомянуть и еще об одном промысле - гончарном. В окрестностях Полдневой глину можно найти разных сортов и оттенков - красную, коричневую, белую ... Не всякая, конечно, для изготовления посуды пригодна. Особо ценится та, которую нашли в районе Мезричек. Вот из нее-то и делали посуду, игрушки, "били" печи, ей штукатурили стены домов. В годы войны был даже открыт гончарный цех. Но в 1946 г. случился пожар, и его помещение сгорело, на восстановление сил уже не хватило. Гончарные мастера до сих пор живы и помнят весь процесс изготовления от начала и до конца.
О самоцветных богатствах Полдневой сказ особый. Помнится, еще в бажовском "Серебряном копытце" козел зеленые камушки-хризолиты раскидал по покосным ложкам. Так вот, лолдневские мужики находили эти камушки. Сначала никто значения им не придавал. Камень как камень, мало ли их разных, зеленых да красных, под ногами валяется. Но вот чудо - именно этот зелененький маленький камушек особым спросом у иностранцев пользовался. И стали этот камешек искать повсюду. Особенно много его на речке Бобровке находили. Старики вспоминали: бывало, найдешь несколько камешков, сдашь кому надо, деньги, хоть и небольшие, получишь - неделю пировать можно ...
Теперь многое в прошлом у села, только в памяти, да и то у немногих полдневчан ...
Видно, давно не бывал в наших краях Серебряное копытце, а не мешало, не мешало бы ему здесь показаться ...
В. П. ЩЕРБАКОВА